вторник, 26 октября 2010 г.

Рабочие руки всегда в цене

Нынешний год - юбилейный для государственной системы подготовки рабочих кадров России. С момента создания в 1940 году начальное профтехобразование страны прошло множество этапов развития, но, видоизменяясь и реформируясь в соответствии с требованиями времени, оно во все времена оставалось необходимой и значимой для России системой подготовки квалифицированных рабочих, наиболее приближенной к реальному сектору экономики.
О том, какие перспективы у тех, кто сейчас учится в профессиональных училищах и лицеях, рассказал министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский. 

- Андрей Александрович, хочу поздравить вас с праздником. Знаю, что вы, когда пришли в министерство образования, стали работать начальником управления профобразования, тогда были непростые годы и многое пришлось менять. Что сейчас происходит в отрасли?
- В год 70-летия системы подготовки рабочих кадров можно сказать, что в нашем крае сложилась добротная, качественная профессиональная школа. Краевые училища и лицеи являются мобильной системой учреждений начального профессионального образования, в которой оперативно меняются формы и объемы подготовки рабочих кадров. На современном этапе учебные заведения начального профессионального образования осуществляют подготовку рабочих кадров в соответствии с требованиями регионального рынка труда. С 2000 года ведется мониторинг перспективных потребностей экономики и социальной сферы в кадрах и в настоящее время составлен прогноз потребности в рабочих кадрах до 2015 года.
В январе 2007 года постановлением правительства Хабаровского края был принят «Комплекс мероприятий по совершенствованию системы начального и среднего профессионального образования Хабаровского края на 2007-2009 годы». Основной целью реализации мероприятий стало обеспечение соответствия структуры и объемов подготовки кадров потребностям отраслей экономики и социальной сферы региона. Совместная работа министерства образования, отраслевых министерств, предприятий и советов директоров учебных заведений начального и среднего профессионального образования строилась по направлениям: оптимизация сети учебных заведений, структуры и объемов подготовки рабочих кадров; совершенствование качества профессионального образования; формирование эффективных экономических отношений, переход учреждений профессионального образования на нормативное финансирование.
Разработан механизм внедрения в практику учебных заведений продуктов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности трех функционирующих в крае экспериментальных площадок на базе профессионального лицея №2, профессиональных училищ №3 и №40.
- Сейчас в крае активно идет реструктуризация и оптимизация системы профессионального обучения. Каковы результаты этого процесса?
- В настоящее время в крае функционируют: многоуровневые учебные заведения, реализующие интегрированные программы обучения; ресурсные центры в области судостроения, строительства и сервиса;специализированные (профильные) учебные заведения по подготовке кадров для горнодобывающей, дорожно-строительной, лесной, судостроительной, машиностроительной отраслей, сельского хозяйства и водного транспорта.
Сейчас вводятся федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального образования; развивается система предпрофильной подготовки; совершенствуется система оценки качества образования на основе объективных показателей результатов обучения с участием работодателей; используются для развития инновационной деятельности возможности приоритетного национального проекта «Образование».
Произошло объединение ряда учебных заведений. Но это позволило сосредоточить силы и средства в одном учебном заведении. Появились учреждения новой формы - двухуровневые - «колледжи малого города» - в Чегдомыне, Солнечном. Объединения учебных заведений произошли в Комсомольске, закрыли филиал училища в Ванино, ребята теперь учатся в Советской Гавани, у них есть выбор - добираться на учебу на автобусе или жить в отремонтированном общежитии при училище. Теперь в объединенных училищах и новая техника, и новые возможности для обучения, здесь сосредоточены лучшие мастера, появились кружки и секции. Наша цель - качественно учить, а не тратить деньги на содержание полупустых зданий.
- Наверняка, чтобы знать потребности экономики, сил одного министерства образования и администраций учебных заведений недостаточно?
- Для обеспечения эффективной работы всех участников педагогического процесса, совершенствования учебно-производственной деятельности создано краевое государственное учреждение «Учебно-инновационный центр профессионального образования». Деятельность этого единственного, заметьте, в России и Дальневосточном регионе центра направлена на внедрение новых производственных технологий, способствующих формированию рабочих и специалистов нового поколения.
Вопрос обеспечения качества - это, прежде всего, вопрос контроля. В крае в 2009 году создано краевое государственное учреждение «Региональный центр оценки качества образования». Каждое учебное заведение раз в 5 лет проходит процедуру экспертизы качества обучения, по итогам которой получает свидетельство о государственной аккредитации и право выдачи диплома государственного образца.
Сегодня в учреждениях начального профессионального образования края осуществляется подготовка кадров по 67 профессиям. Нами совершенствуется работа по профессиональной ориентации молодежи и школьников. На базе учреждений организованы элективные курсы по 120 программам. В 2009/2010 учебном году, с целью презентации учебных заведений начального и среднего профессионального образования и профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ, проведены экскурсии в торгово-выставочном комплексе учебно-инновационного центра профессионального образования. Центр посетили более 800 учащихся из 24 школ и более 100 воспитанников детских домов и интернатов.
Традиционно с целью профессионального самоопределения учащиеся школ приглашаются на конкурсы профессионального мастерства, которые ежегодно проводятся в крае среди обучающихся учебных заведений профессионального образования. За последние 3 года в конкурсах различного уровня приняли участие более 300 обучающихся по профессиям ведущих отраслей экономики края. Проводимые конкурсы позволяют сравнить уровень профессиональной подготовки будущих рабочих, формируют у них умение работать на современном оборудовании с использованием новейших технологий, инструментов и материалов.
- В последние годы многое изменилось, пожалуй, поменялось и отношение ребят к учебе. Какой он, будущий рабочий?
- Действительно, сейчас в училищах и лицеях четко ориентируются на экономику, знают, что нужно работодателю. Учреждения профессионально-технического образования готовят для производства универсального, высокоорганизованного, способного к постоянному обучению и развитию работника, ориентированного на лучший результат, владеющего современными технологиями, умеющего изготавливать на предприятиях качественную продукцию. В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования обучаются более 10,5 тысячи учащихся. Ежегодно выпускается около 5 тысяч рабочих кадров.
Работодатели в требованиях к нашим выпускникам отмечают, в первую очередь, готовность к работе на высокотехнологичном оборудовании и владение современными технологиями.
- Хабаровский край - это единственный субъект в Дальневосточном федеральном округе, в котором за два года пять учреждений начального и среднего профессионального образования стали победителями приоритетного национального проекта «Образование». И это тоже наверняка повлияло на качество подготовки выпускников.
- Вы правы, и этим мы по праву гордимся. В этих учебных заведениях значительно укрепилась материально-техническая база, пришли новые кадры, педагоги и мастера прошли курсы переподготовки в ведущих учреждениях страны. Показательно, что, начиная с 2008 года, в них появился конкурс при поступлении! Открывались дополнительные группы, в общем, желающих получить востребованные специальности в этих учреждениях, несмотря на демографическую яму, не убавилось.
В результате реализации проектов в учебных заведениях получено 265 единиц современного оборудования в области металло- и деревообработки, транспорта, сельского хозяйства, дорожно-строительных работ, лесного комплекса; в 30 кабинетах и лабораториях установлены интерактивные доски и мультимедийное оборудование; оснащено современной техникой 10 компьютерных классов; отремонтировано 56 учебных мастерских и лабораторий, введено в учебный процесс 11 новых кабинетов; оборудовано 405 новых учебных мест; для работы на новом оборудовании прошли обучение 1236 инженерно-педагогических работников системы начального и среднего профессионального образования.
В результате реализации инновационных образовательных программ созданы условия для практического внедрения современной модели образовательного учреждения, ориентированного на решение задач инновационного развития экономики; повысилась привлекательность профессионального образования для бизнеса и местных органов власти; выросла конкурентоспособность выпускников на рынке труда; расширилась доступность профессионального образования.
Мы убеждены, что реализация стратегических направлений позволит системе профтехобразования стать одним из рычагов развития края. Реализация этих сложных задач даст качественное образование выпускникам, позволит им эффективно использовать свои способности и сделать успешную карьеру на различных предприятиях развивающейся экономики края.
- Знаю, что в этом году в честь праздника в крае будет что-то особенное...
- Действительно, будет множество сюрпризов! Состоятся различные торжества и приемы, будут отмечены педагоги, мастера и учащиеся. А в канун празднования 70-летия системы профессионально-технического образования нашим министерством учрежден грант и лучшим учебным заведениям по итогам краевого конкурса «Лидер профессионального образования» будут вручены сертификаты для оснащения материально-технической базы учебного заведения.
От имени министерства образования Хабаровского края сердечно поздравляю всех преподавателей, мастеров производственного обучения, специалистов, работающих в системе профтехобразования региона, и учащихся со знаменательной датой.
Желаю всем крепкого здоровья, благополучия, творческих успехов в благородном деле подготовки профессиональных кадров, новых достижений и побед.
 

Подготовила Мария ИВАНОВА.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий