Ученые на протяжении многих веков стремились проникнуть в тайны цвета с помощью анализа и эксперимента. Они пытались заставить цвет служить человеку. Философы и физики, математики, врачи, психологи инженеры – все на протяжении столетий пытались решать проблемы цвета каждый по-своему. Здесь уместно вспомнить имена Аристотеля, Леонардо да Винчи, Гете, Ньютона, Ломоносова и других.
Гете в книге «Учение о цвете» пишет: «Люди в общем и целом испытывают большую радость от цветов. Глаз нуждается в них».
Наука о цвете. Цвет и точные измерения.
Учение о цвете представляет собой очень увлекательную область знаний, которая охватывает самые различные проблемы и во многих других областях. Однако она не может быть рассмотрена как научная дисциплина, вследствие включения в нее художественных и эстетических аспектов. Входящая в нее частная дисциплина – цветовые измерения – имеет право называться точной наукой, так как имеет связь с технической стороной феномена «цвет».
Эта наука, под названием «колориметрия», еще относительно молода. Точное измерение цвета стало возможным лишь с середины XIX столетия, когда были открыты законы сложения цветов. А в начале XX века цвет вошел в науку как трехмерный вектор, и колориметрия оформилась как точная физическая наука, путь к цветовым измерениям стал открыт. Но в то время еще не было столь настоятельной востребованности в таких измерениях, и следовательно, в цветоизмерительных приборах и метрологии цвета.
Три закона сложения цвета
Основной решающий шаг в направлении современных цветовых измерений сделали Максвелл, Гельмгольц, Грассман. Именно они открыли и доказали законы аддитивного синтеза цветов, которые относятся исключительно к цветовым ощущениям, а не к пигментам и красителям, и поэтому имеют основополагающее значение для цветовых измерений.
Грассман сформулировал свои знаменитые три закона:
- Первый закон – закон трехмерности: любой цвет однозначно выражается тремя, если они линейно независимы.
- Второй закон – закон непрерывности – утверждает, что при непрерывном изменении излучения цвет смеси также меняется непрерывно.
- Третий закон – закон аддитивности: цвет смеси основных излучений зависит тольо от их цветов, а не от их спектрального состава. Следствием этого закона является аддитивность цветовых уравнений: если цвета смешиваемых излучений описываются цветовыми уравнениями, то смеси выражаются суммой цветовых уравнений.
«Светоадаптированный трихроматический глаз оценивает падающее на него излучение по трем не зависящим друг от друга спектральным функциям воздействия (сложения) линейно и постоянно, причем синтезирует эти отдельные воздействия в неразрывное суммарное воздействие, которое называется «стимулом».
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий