понедельник, 23 августа 2010 г.

Метод проектов в современном образовании

Метод проектов становится все более популярным в российском профессиональном образовании. Проектируют все – и первокурсники, и выполняющие дипломные работы выпускники. При этом предметом проектирования может выступать все что угодно.

Однако далеко не все то, что называют проектами, на самом деле можно так назвать. Часто любая в той или иной степени творческая ученическая работа с пафосом именуется проектом или исследованием. Многие педагоги недостаточно знакомы с принципами и алгоритмами проектной деятельности. Иногда совершенно не учитываются психологические и возрастные особенности обучающихся, важные для успеха в проектировании.



Перед тем, как начать использовать метод проектов в учебном процессе необходимо разобраться с тем, что же такое проектная деятельность в профессиональном образовании и какую роль может при этом иметь педагог. Только в процессе использования метода проектов можно найти ответы на эти и многие другие вопросы. Выявить потенциалы и ограничения применения метода при изучении конкретной дисциплины.

Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В этой связи особого внимания заслуживает тот факт, что оно зародилось и стало успешно развиваться в рамках англосаксонской культурно – образовательной традиции, где и продолжает существовать. Нельзя не отметить и то, что для нашей культурно – образовательной среде это уже вторая попытка внедрения проектного обучения. Первая, предпринятая в начале XX века, оказалась неудачной. В этом сыграли свою роль коммунисты и их идеология, но это не единственная причина того, что проектное обучение не нашло своего места в образовании России. Есть и другие, более важные, понять их, можно обратившись к культурно – образовательным традициям и истории развития проектного обучения.

Один из ярких и последовательных сторонников прагматизма – философ и педагог Джон Дьюи полагал, что содержание образования должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Он считал, что о теории можно судить не только по правильным, тщательно выверенным текстам ее отцов – основателей, но и по практике, которую она порождает. А на практике идеи теории прагматизма привели к тому, что и содержание, и формы организации, и методы обучения выстраивались так, чтобы меньше нагружать учащихся абстрактными идеями, свидетельствующими о сложности жизни, а учить их тому, что больше им пригодится сегодня и завтра в реальной жизни.

Нельзя не заметить, что наше образование дает много избыточных знаний. Но именно эти избыточные знания указывают на то, как мир сложен, многослоен и мало изучен, именно эти знания делают человека – человеком. Нетрудно догадаться, почему у нас все это не прижилось.

«Проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед) толкуется в современных словарях как «прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности». А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть». Это деятельность по изменению, иногда – и по созданию будущего, а в частном случае – по созданию средств для дальнейшего проектирования.

В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, а под учебным проектированием – деятельность по реализации замысла.

В общем виде, можно выделить три этапа в процессе проектирования:

· замысел;

· реализация;

· рефлексия.

Замысел.

В литературе по учебному планированию в качестве источника замысла чаще всего называется проблема. В процессе работы по методу проектов на своих уроках, я заметила, что обучающимся трудно выявить проблему в выполняемом проекте. Это был самый сложный момент в процессе проектирования. Тогда, обучающимся было предложено слово «проблема» заменить словом «хочу». «Хочу», это прежде всего желание что – то создать, воплотить, изменить. По моему мнению, это исследовательская деятельность должна запускаться проблемой, ситуацией «пробела» в знании, противоречием, а проектный замысел имеет право начинаться с нормального, человеческого «хочу».

Проектная деятельность не только обращает взгляд учащихся вперед, но и «в стороны», т.е. на возможности, которые они могут решить в процессе проектирования. Именно от учащихся зависит, какие из существующих возможностей будут решены, а какие останутся в перспективе. Так рождается замысел проекта.

Каждый шаг в рождении замысла имеет огромную образовательную ценность, содержит в себе возможность развития многих значимых человеческих качеств: прогностических способностей, навыков самоанализа.

На данном этапе также осуществляется целеполагание и планирование.

Целеполагание.

На этом этапе возможность преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к проектной деятельности.

Планирование.

Важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретают не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. По моим наблюдениям, в этот период энтузиазм и ощущение новизны приглушается, что может несколько снизить мотив к деятельности. Здесь необходимо педагогу вмешаться и напомнить, что некоторые учащиеся отстранились от работы и заняли позицию наблюдателя.

Наличие исходной возможности, понимание конечной цели, имея план работы и ресурсы можно перейти к следующему этапу.

Реализация.

Этот этап требует от учащихся способностей, связанных с самоконтролем, самооценкой, практической умелостью, аналитических способностей и многого другого. Это период максимального колебания мотива. По моим наблюдениям, у некоторых обучающихся ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться.

Рефлексия.

Этот этап позволяет соотнести замысел с результатом. А также вычленить те способы проектной деятельности – которые были использованы в процессе работы. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы.

Способность проектировать существенно расширяет субъективные возможности учащихся, и не только. Такая способность, будучи освоенной, изменяет взгляд учащегося на себя, на собственные возможности.

В этом, как мне представляется, основная суть проектной деятельности, как образовательной технологии: осваивая способы проектирования, обучаясь проектированию как виду жизнедеятельности – даже через простые учебные образцы и формы, - учащийся становится ответственнее.

Помимо этого, развиваются следующие компетентности:

· умение работать с информацией,

· умение размышлять, делать выводы,

· умение принимать решения,

· умение работать в коллективе и др.

Они развиваются без дополнительного стимула. Учащиеся могут выполнить определенное задание, только имея знания в определенной сфере, и они начинают активно работать над развитием своих компетентностей, сами того не замечая. Приступая к проектной деятельности в профессиональном образовании, педагог может преследовать три цели:

· освоить новый материал,

· научить проектированию как способу жизни,

· развивать за счет проектной работы вышеперечисленные компетенции.

Педагог должен организовать проживание обучающимися процесса проектирования и сделать этот процесс предметом рефлексии и анализа («как я это сделал?»). А также дать установку на позитивное эмоциональное отношение к проектированию. Кроме того необходимо сосредоточится на отдельных процессах этапа проектирования, имеющих для обучающихся различную развивающую ценность. Например на этапе презентации проекта – развитие коммуникативных способностей и т.д.

Этот метод достоин изучения, освоения и внедрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий