понедельник, 23 августа 2010 г.

Критерии оценки результатов проектной деятельности

Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий по­зволяет оценить, насколько в полученном в результате проектной деятельности продукте нашли воплощение исходные цели, прин­ципы, требования к качеству, все ли задачи оказались решены.
Соответствие контексту проектирования. Данный критерий необходим, чтобы соотнести проектный результат с природой той среды, того пространства, в которое он объективно «вписывается». Важно оценить, насколько полученный результат экологичен (валеологичен), т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (меж­личностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции вос­питания, складывавшиеся годами.




Если оценка производится по критерию «соответствие контек­сту проектирования», показатели выбираются в зависимости от изначального выбора этого контекста. Например, экологичность и (или) культуросообразность, хроносообразность проекта, т. е. его соответствие контекстам окружающей среды, определенной куль­туры, времени, если они учитывались при формировании проект­ного замысла.
Соответствие культурному аналогу. Результат, который пла­нируется получить, как правило, изначально соотносится автора­ми проекта к какому-либо типу (виду, категории) аналогичных социально-педагогических, образовательных продуктов. Это могут быть образовательный стандарт, программа, образовательная сис­тема, педагогическая технология, форма работы, творческое зада­ние и т. д. Для каждого из вариантов существуют принятые в социуме способы нормирования и отнесения к тому или иному классу. Декларируя на уровне проектного результата разработку феде­рального, регионального стандарта, учебного пособия, учебника, образовательной или учебной программы, портала или сайта в Интернете, мы предполагаем, что они будут соответствовать об­щепринятым требованиям, независимо от того, взрослые или учащиеся (студенты) являются авторами.
Степень новизны. Критерий новизны впрямую примыкает к пре­дыдущему критерию. Проект как «бросок в будущее» всегда соот­носится с внесением неких преобразований в окружающую дей­ствительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделан­ный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте. В данном случае социально-педагогическом, образовательном, учебном, воспитательном. Причем в рамках педагогического проектирования значима не только объективная, но и субъективная новизна результата. Новый для субъекта опыт проектной деятельности важен, прежде всего, в педагогическом плане, поскольку обеспечивает его развитие.
В случае создания инновационного продукта, не имеющего аналогов, возникает необходимость обоснования и доказательства его принципиальной новизны. Если исследователь разработал и реализовал проект, в результате которого появился новый интегративный курс, степень его новизны может быть обоснована на вполне объективной основе, например путем сопоставления с имеющимися предметными и междисциплинарными курсами.
Социальная (практическая, теоретическая) значимость. Этот критерий позволяет оценить степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической, образовательной ситуации, возможность его использования или переноса в другие условия. Разработанный комплект тестовых заданий – использован в любой группе образовательного учреждения. Модель образовательной программы – использована для дальнейшей разработки программ различной направленности в учреждениях определенного типа.
Гуманитарность. Критерий гуманитарности очень значим, поскольку направлен на соотнесение полученного результата с потребностями, интересами, возможностями всех людей, попадающих в сферу его распространения. Представляется, что гуманитарная экспертиза проектных результатов должна войти обязательной составной частью в процедуру оценки любого проекта, связанного с изменением педагогической действительности. Если надо оценить проект образовательной программы по критерию «гуманитарность», показатели должны быть выбраны в соответствии с пониманием структуры гуманитарности как особого качества бытия. В этом случае выясняется присутствие ценностного аспекта, содержательной целостности, наличия культурного контекста, возможности ориентации на познавательные потребности конкретного человека, проблемный, диалогический характер и др.
Эстетичность. Оценка проектного продукта по этому критерию также представляется необходимой. В одном случае речь пойдет об оформлении доклада, тезисов конференции, сайта, презентации, текстового материала. В другом – об изяществе теоретического решения проблемы.
Удовлетворенность участием в проекте. Ее показателями служат субъективные ощущения участников, их желание продолжить опыт участия в проектах. Они могут быть выявлены на основе самооценки или проективных методик. В меньшей степени оценить результат по этому критерию помогают внешние впечатления «сто­ронних» наблюдателей.
Степень освоения процедур проектирования. В данном случае речь идет о нормированных процедурах, выполнение которых обеспе­чивает прохождение всех необходимых этапов проектной деятель­ности, ведущих к получению продукта. Сюда входят умение найти и сформулировать проблему, овладение специфическим языком проектирования, способность провести диагностику, сформулиро­вать цель, составить программу и план действий и т. д. Все это достаточно конкретные, «осязаемые» вещи, которые фиксируют­ся и оцениваются исследователем на основании имеющихся показателей. При этом могут быть использованы возможности различных оценочных (уровневых) шкал, или ранжирование.
Качество проектного результата в целом позволяет окружаю­щим судить о реальной способности участников производить со­циально значимый продукт, о наличии творческого потенциала, о способности довести начатое дело до конца, об ответственности, т. е. в конечном счете о неких свойствах, формирующихся и прояв­ляющихся в процессе обучения и (само)воспитания.
Наличие положительных эффектов на индивидуальном уровне (при­рост личностных качеств, свойств, характеристик, позитивная динамика отношений). Подобные изменения могут планироваться на этапе целеполагания. Даже если акценты в проектной деятельности делаются на получении продукта, факт проявления каких-либо позитивных изменений в личностном плане служит показателем результативности. Показатели, соответствующие педагогическим критериям оценки результата, выбираются и корректируются в зависимости от конкретного вида проектного продукта.
Наличие у участников потребности в дальнейшем развитии сво­его проектного опыта. Если проект удался, то возникают перс­пективы продолжения «творения будущего» и на уровне получен­ного продукта, и на уровне межличностных связей. Как правило, некий предметный результат, если он оказался социально значи­мым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых воп­росов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин. Появ­ление инновационной программы инициирует начало обучения по этой программе, создание ее методического сопровождения, подготовку кадров. Связи кооперации и сотрудничества, сложив­шиеся в период осуществления проекта, становится жалко обры­вать. Творческий опыт совместной деятельности оценивается как наиболее значимое проектное приобретение. Если подобные эф­фекты наблюдаются, значит, проект достиг своей педагогичес­кой цели.
Становление социального партнерства. Это чрезвычайно важ­ный для системы проектирования критерий, производный от свой­ства проектной деятельности «ветвиться», создавать новые соци­альные связи по сетевому принципу. Возникновение таких связей, их расширение и укрепление свидетельствуют не только о соци­альной значимости проекта и его результатов, но и о способности участников устанавливать коммуникативные связи разного уровня на основе кооперации и сотрудничества, т. е. о проявлении опре­деленных личностных характеристик.
Природа проектной деятельности требует оценки не только ко­нечного результата, но и результатов промежуточных процедур. В этом случае у педагогов и участников появляется возмож­ность постоянно корректировать ход своих действий.
Одной из форм осуществления промежуточного контроля и оценки ситуации проектирования может быть работа наблюдате­лей, аналитиков, экспертов с отчетами по каждому из этапов. От­четы могут иметь формализованную либо свободную структуру. В любом случае их содержанием становится представление проде­ланных процедур (действий, акций) и полученных результатов конкретного этапа. Еще один из распространенных вариантов пред­ставления и оценки промежуточных результатов проектной дея­тельности - семинары и конференции, в ходе которых в режиме фронтальных и групповых дискуссий идет заинтересованное об­суждение представленных материалов, осуществляется рефлексия разного уровня, вносятся предложения по коррекции и развитию проекта, дается дополнительная информация. При сетевом режи­ме проектирования результаты каждого этапа обычно находят от­ражение на отдельной «страничке», хранятся в отдельной папке или файле.

Литература:
Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий