понедельник, 10 мая 2010 г.

От искры Божьей – к вершинам мастерства!


Творчество – вот ключ!
И – в мир познаний,
И – вершинам мастерства.

Одним из наиболее ярких проявлений счастья, радости и смысла жизни является творчество – уникальный и драгоценный дар! Не всегда открытый и развитый, но однозначно заложенный в каждом.
Человек изначально, по сути своей, созидатель и, неслучайно, одним из определений креативности является выражение «искра Божья», а в ряду определений Всевышнего – Создатель и Творец.
Мое педагогическое кредо – вера в человека и его творческое начало...
Научить творчеству, раскрыть, увлечь творчеством, поскольку оно созидательно, а не разрушительно. Творчество требует постоянного пополнения знаний и раскрывает грани мастерства, а мастерство дает независимость, одно из качеств в этой жизни, качество, позволяющее сохранить личность. Пробудить и развить потребность в совершенствовании, научить творчеству – вот сверхзадача и основа успеха!



Творчество – не прихоть, а веление времени. И связано это с парадок­сальной ситуацией, когда система образования, призванная опережать произ­водство, не поспевает за стремительными преобразованиями в экономике и производстве. Возможна ли модернизация производства без работников, основу действий которых составляет высокое профессиональное мастерство и творческий подход к делу? Разве не прав лидер движения качества и системы «Кайдзен» председатель Cambrudge Corporation Масааки Имаи, утверждая, что «сегодня рабочих уже не удовлетворяет обычный монотонный труд, какое бы вознаграждение они ни получали? Люди хотят, чтобы их работа включала творческие аспекты».
Производство определяет чему учить, а учебное заведение – как учить, а мастер – интегрирует процессы взаимодействия и от него зависит успех модернизации и реформ, он как мост меж берегов реки объединяет весь процесс подготовки будущих рабочих. А для этого педагог сам должен быть креативной личностью, потому что его взгляды и убеждения оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения подопечных, особенно в системе НПО, где собирается особый, часто «неудобный» контингент ребят, на самом пике «переходного» возраста. Именно творчество, увле­ченность помогают им найти себя в профессии и состояться как личность. От мастера производственного обучения, его педагогического мастерства и опыта зависит – кто придет на производство и каким оно будет.
Истоки творчества находятся в самой личности человека. Задача мастера, на мой взгляд - не только подготовка добросовестного исполнителя, но и формирование личности, для которой стремление к самообразованию, самосовершенствованию и творчеству становится насущной потребностью и повседневной нормой бытия.
Творчеству можно и нужно учить. Творчеством нужно заниматься не от случая к случаю, а системно. Вышеупомянутая система «Кайдзен» в последнее время вводится на крупных предприятиях страны. Она предусматривает пошаговое улучшение операций и процессов, основанное на внедрении небольших положительных изменений, реализуемых в короткие сроки. Данная система очень хорошо ложится на процесс подготовки рабочих и специалистов. Она позволяет развить у обучающихся способности к микрорационализации, как первого шага к рационализации, а значит и творчеству. Увлечь, заинтересовать ученика, чтобы зародились интерес и любовь к профессии, и он сам начал добывать знания. Вдумчиво и терпеливо подводить к азам творчества, создавать на занятиях ситуации, решение которых потребует напряжения разума и воли.
Креативность – основа успехов твоих,
Развивающих методов ты придержись.
Если творчества светоч твой путь озарит,
Дар Создателя – искру – в душе сохранит:
Одарит мастерством и таланты взрастит.
Опыт подготовки молодых рабочих в нашем колледже показывает эффективность развития творческих способностей, о которой можно судить по результатам конкурсов профессионального мастерства, олимпиад, выставок технического творчества. Но самое важное – это высокий уровень профессиональной подготовки, когда более 80% выпускников присваиваются повышенные квалификационные разряды и их охотно принимают на базовое предприятие, где им, уже через год – другой, присваивается высший знак рабочего мастерства - шестой разряд.
Резюме наших рассуждений может быть тоже творческим:
Творческие способности присущи любому человеку, различие состоит лишь в масштабах достижений и их значимости.
Все люди – разные и не бывает двух абсолютно одинаковых учеников и, поэтому, профессия педагога в самом прямом смысле является творческой.
Он, мастер производственного обучения, занимает особое место и должен быть наиболее творческим из всех педагогов.
Решение проблем взаимодействия в образовательном процессе, возникновение ситуаций «нового вида» требуют от мастера креативности.
Что означает координацию образовательного процесса в рамках вверенной ему группы.
Если производство определяет чему учить, а учебное заведение – как учить, то именно мастер интегрирует все процессы взаимодействия.
Существует прямая связь между уровнем образования и творчеством: чем выше уровень творчества, тем эффективнее образовательный процесс.
Творчество – эффективное средство перехода человека от обучения к саморазвитию и самореализации.
Все более возрастающие требования к интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере человека все больше повышают значение творчества.
От мастера, его личностно-профессиональной компетентности во многом зависит – кто завтра придет на производство и каким станет этот мир в будущем. Честь и хвала мастеру, выполнившему наиважнейшую задачу педагога – научить творчеству, а значит – и жизни в современном высокотехнологичном мире.
Творчество двигало прогресс, развивало мышление и всемерно совершенствовало свое любимое дитя - «венец природы» - человека!
Гайнеев Э.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий