понедельник, 10 мая 2010 г.

Самоанализ урока производственного обучения

Тема: «Нанесение декоративной штукатурки «Диамант»

Согласно Госстандарту и рабочей программе производственного обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ» мной проведен урок на тему «Нанесение декоративной штукатурки «Диамант».
Я поставила следующие цели:
- научить учащихся приемам нанесения и декорирования штукатуркой «Диамант»;
- содействовать развитию технологического и творческого мышления;
- формировать ответственность за качество, бережное отношение к инструменту и строительным материалам.



На предыдущих уроках учащиеся уже освоили способы приготовления растворов, подготовки поверхности и приемы набрасывания раствора.
Тип данного урока – урок формирования первоначальных умений.
С целью освоения современных строительных материалов на уроке учащиеся работали со штукатуркой «Диамант».
При ПРОЕКТИРОВАНИИ урока я учла
комплексно-методическое обеспечение мастерской, уровень подготовки, личностные и психофизиологические особенности учащихся интегрированной группы;
выбрала эффективное сочетание методов, форм и средств обучения.
Методически грамотная подготовка позволила мне достигнуть поставленных целей.
Большое значение имеют межпредметные связи. Для достижения внутреннего единства образовательной программы я опираюсь на знания по предметам «Технология отделочных строительных работ» (тема «Штукатурные работы») и «Материаловедение» (тема «Растворы и составы для декоративной штукатурки»).
Реализация межпредметных связей помогает активизировать учащихся, стимулировать их творческий потенциал, осуществлять индивидуальный подход и экономить время за счет устранения дублирования учебного материала.
Я работаю с интегрированной группой, в которой у 50% учащихся ограничены возможности здоровья: они являются выпускниками специальных коррекционных учебных заведений интернатного типа для неслышащих детей.
Интегрированная группа является оптимальным образовательным пространством для социальной адаптации и профессиональной реабилитации учащихся с ограничениями здоровья. Совместно с психологом изучив экспресс-анкеты и диагностику ПРОФНАПРАВЛЕННОСТИ, мы составили психолого-педагогическую характеристику группы и рекомендации по организации работы.
(психолого-педагогические основы общения; профессиональная реабилитация; техническое сопровождение образовательно- реабилитационной среды)
Ребята готовятся самостоятельно выйти на строительные объекты города в составе неспециализированных рабочих бригад, поэтому на занятиях в мастерских мы общаемся без сурдопереводчика в условиях выполнения общих производственных заданий.
Обучение в интегрированной группе помогает остальным учащимся развивать толерантность по отношению друг к другу, строить позитивные межличностные отношения.
В группе происходит переосмысление жизненных ценностей.
Учащиеся с ограниченными возможностями слуха перед проведением вводного инструктажа были размещены в первом ряду. С целью безбарьерного восприятия ими учебного материала я говорила с четкой артикуляцией, используя жесты, и дублировала всю вербальную информацию наглядно. Также применяла приемы, развивающие тактильную память учащихся. (каждый имел возможность потрогать материалы, проверить консистенцию составов).
Структура данного урока производственного обучения состоит из трех этапов:
• Вводный инструктаж;
• Текущий инструктаж;
• Заключительный инструктаж.
В ходе вводного инструктажа с целью активизации познавательной деятельности, повышения уровня мотивации, я продемонстрировала на экране фотографии с видами зданий и сооружений города Хабаровска. Обратила внимание учащихся на оформление фасадов и внутреннюю отделку помещений; особо отметила, что современное строительство предполагает использование высокотехнологичных материалов, в том числе декоративной штукатурки «Диамант».
Также ознакомила учащихся с критериями оценивания их работы.
В ходе вводного инструктажа двум учащимся с ограниченными возможностями здоровья выданы карточки-задания. Активное привлечение неслышащих ребят к общению на уроке способствует их успешной социально-трудовой реабилитации. Один из учащихся в это время выполнял задание по технологической карте.
Пока учащиеся готовились к ответам, с остальными был проведен фронтальный опрос с применением средств информационно-коммуникационных технологий, который позволил каждому не только ответить на один из вопросов, но и участвовать в коллективной РЕФЛЕКСИИ.
(анализ и самооценка)
Затем подготовившиеся учащиеся выполнили задания практического характера: показали ручной инструмент для выполнения штукатурных работ и продемонстрировали способы набрасывания раствора на поверхность. Хочу обратить ваше внимание на то, что в процессе показа я постоянно задавала вопросы, побуждая неслышащих учащихся активно участвовать в уроке.

Также с целью рефлексии в заключение опроса и показа я предложила учащимся подвести итоги в форме кратких самоотчетов: (трое учащихся дали оценку своей деятельности, один – оценил работу всей группы, в целом).
Я, в свою очередь, обратила внимание на недостатки и объяснила, как их не допускать, отметила важность теоретических основ и техники безопасности.
В целях эффективного усвоения учащимися нового материала использовала словесно-наглядный метод с применением средств ИКТ: для первоначального ознакомления с технологией выполнения штукатурных работ с использованием смеси «Диамант» учащимся были выданы иллюстрированные технологические карты.
(дублирование – на экране)
Затем мы перешли к изучению нового материала.
Сначала я показала процесс приготовления раствора сухой строительной смеси, объясняя технологию, данные о составе, свойствах и консистенции раствора;
обращая внимание на соблюдение правил техники безопасности при работе с электроинструментом.
Затем я продемонстрировала последовательное выполнение приемов нанесения смеси и рисунков на поверхность, объясняя недостатки и преимущества каждого приема.
(При показе было важно обеспечить визуальное восприятие материала учащимися с ограниченными возможностями здоровья).
Демонстрацию выполняла в такой последовательности:
- в обычном рабочем темпе,
- в замедленном темпе, разделяя прием на элементы и показывая отдельные движения,
Пояснения по ходу демонстрации давала с четкой артикуляцией, лицом к учащимся.
С целью закрепления предложила двум учащимся повторить последовательность выполнения приемов нанесения декоративной штукатурки и воспроизвести их практически.
Затем ответила на вопросы учащихся, напомнила критерии оценивания и требования техники безопасности.
Выполнение практических заданий было организовано в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности учащихся:
- двое учащихся работали самостоятельно;
- четверо – в парах;
- остальные – под наблюдением мастера.
При этом ребята имели возможность проявить свои творческие способности: каждый самостоятельно выбирал контур поверхности нанесения раствора, разбивал его на зоны и наносил рисунок в соответствии со своими замыслами.
Текущий инструктаж выполнялся с определенными целями:
 проверка организации рабочих мест;
 проверка соблюдения правил техники безопасности;
 проверка готовности учащихся к выполнению упражнений;
 проверка правильности выполнения приемов нанесения декоративной штукатурки;
 проверка правильности ведения самоконтроля;
 промежуточный, межоперационный контроль, прием работ и их оценивание.
Во время текущего инструктирования результаты целевых обходов я отражала в оценочном листе.
Учащимся, испытывающим затруднения, оказывала индивидуальную помощь. С целью активизации мышления в процессе обхода я задавала вопросы проблемного характера:
- сравните…;
- что произойдет, если…;
- объясните, почему…;
- если не исправить …, то что получится…
Вопросы такого характера побуждают учащихся к самоконтролю, самостоятельной работе над ошибками. В результате легче усваивается логическая связь между нарушением технологии и методами устранения дефектов.
На заключительном этапе учащимся были выданы оценочные листы для ознакомления и обсуждения результатов работы. Совместно мы подвели итоги урока: проанализировали работу каждого, рассмотрели наиболее характерные недочеты. Затем я ответила на вопросы учащихся, объявила оценки.
Я задала творческое домашнее упражнение, и в заключение заявила тему следующего урока.
Я считаю:
- цели урока достигнуты;
- план урока реализован;
- структура урока отвечает методическим требованиям;
- каждый этап урока выдержан по временной характеристике и дидактической составляющей;
- формы, методы и средства обучения выбраны с учетом особых образовательных потребностей учащихся;
- выбранные методические приемы способствовали качественному усвоению навыков нанесения декоративной штукатурки «Диамант»;
- демонстрация электронных материалов, наглядных пособий сочеталась со словесными и практическими методами обучения;
- обеспечена благоприятная психологическая атмосфера в ходе всего учебного занятия.
Урок проведен на высоком методическом уровне с учетом возрастных, психофизиологических и личностных особенностей учащихся в данной интегрированной группе.

Спасибо за внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий